Суббота, 16.12.2017, 13:59
Приветствую Вас Гость | RSS

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ГОУ ЛНР «ПЕРЕВАЛЬСКАЯ ШКОЛА №12»

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Современный урок

Технологические устройства токарно-винторезного станка (7 класс).
02.02.2017, 21:17

  Разработка урока учителя технологии

    ГОУ ЛНР «Перевальская  школа № 12»

      Чурбакова В.М.

Тема: Технологические устройства токарно-винторезного станка. Строение и классификация резцов

Цель: ознакомить с технологическими устройствами токарно-винторезного станка, их  строением, назначением и особенностями крепления с их помощью заготовок и научить размечать,  чертить и насверливать центры для крепления заготовок; ознакомить со строением резцов, их классификацией по направлению подачи, формы головки, видом выполненных работ, способом крепления режущей части; научить устанавливать, закреплять и контролировать резцы в резцедержателе; ознакомить учащихся с параметрами резания (скорость резания, скорость подачи, глубина резки); научить определять параметры резания в зависимости от параметров заготовки и вида резца.

Основные понятия: поводковое устройство, хомутик, оборотный центр, вылет резца, подкладка, высота установления резца, режим резания, скорость резания, подача, глубина резания.

Оборудование: токарно-винторезный станок, трехкулачковый самоцентрирующий патрон, центроискатель, рисовалка, керн, молоток, сверло, конус Морзе, оборотный центр, поводковая планшайба, набор резцов разных конструкций (проходные, подрезные, отрезные, канавочные, расточные, резьбовые, фасонные), линейка слесарная, штангенциркуль, рожковые гаечные ключи, подкладки.

Межпредметные связи: математика.

Ожидаемые результаты учебной деятельности: знание строения, назначения и применения технологических устройств токарно-винторезного станка (трехкулачковый центрирующий патрон, оборотный центр; поводковая планшайба); умение определять центры заготовок для центрования отверстий на заготовках для их закрепления в центрах; умение крепить обрабатываемые заготовки при помощи технологических устройств на токарно-винторезном станке; умение распознавать резцы по назначению и виду выполняемых работ; умение закреплять резцы; умение объяснять особенности установки на токарно-винторезном станке скорости резания по выполненным расчетам.

Структура занятия

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности учащихся
  3. Изучение нового материала
    1. Строение и назначение трехкулачкового самоцентрирующегося патрона оборотного центра, поводковой планшайбы
    2. Назначение и классификация токарных резцов
    3. Влияние режимов резания на  качество обработки заготовки
    4. Крепление заготовок с помощью технологических устройств
    5. Крепление резцов в резцедержателе
  4. Практическая работа  Усвоение приемов установления резцов в резцедержателе
  5. Итоги урока
  6. Домашнее задание

                                                                                               Ход урока

 

  1. Организационный момент

Оформление доски; проверка наличия у учащихся конспектов, канцелярских принадлежностей; отчет старосты  группы по посещаемости

2.Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности учеников

Фронтальный опрос.

  1. Какое назначение задней бабки токарного станка по дереву?
  2. Как закрепляют заготовку в трехкулачковом патроне?
  3. Что называют центрованием заготовки?

Обобщающие ответы учащихся, учитель сообщает, что токарный станок по обработке металла также оснащен технологическими устройствами для закрепления заготовок.

 

3.Изучение нового материала

  1. Строение и назначение трехкулачкового самоцентрирующегося патрона, оборотного центра, поводком планшайбы.

Рассказ учителя.

 

Для обработки деталей небольшой ширины на токарно-винторезном станке их закрепляют в токарных патронах. Самым распространенным является универсальный трехкулачковый самоцентрирующийся патрон.

Детали цилиндрической формы, ширина которых превышает диаметр в пять и более раз, в основном устанавливают в центрах. Для этого заготовки предварительно центрируют, т.е. на торцах размечают и  насверливают углубление.

Для установления заготовки на станок используют два центра (передний и задний). Передний вставляют в коническое отверстие  шпинделя, задний – в пиноль задней бабки. Передний центр оборачивается вместе с заготовкой, в задней – неподвижны. Задний центр бывает обычный и оборотный.

Обычный центр состоит из рабочего конуса с углом  60 градусов и хвостовика в виде стандартного конуса Морзе.

При частотах оборачивания более 150 об/мин, используется оборотный центр.

Для передачи оборачивания от шпинделя до заготовки, установленной в центрах, применяют поводковые устройства. Оборачиваясь вместе со шпинделем, планшайба поводком захватывает хомутик, а вместе с ним установленную в центрах заготовку и вращает её с частотой оборачивая шпинделя.

2.Назначение и классификация токарных резцов.

 

Фронтальный опрос

  1. Назовите назначение режущих инструментов
  2. Какой принцип действия положено в основу резания?
  3. Какой процесс называется резанием?
  4. Что называют припуском на обработку?
  5. Каким должен быть припуск?
  6. Какой является технология резания древесины на токарных станках по дереву?

 

Обобщающие ответы учащихся, учитель сообщает, что в основу обработки металлов на токарно – винторезных станках также положено принцип действия клина режущего инструмента – резца. Демонстрируя изделия из металла, которые имеют разные формы обработанной поверхности, учитель объясняет, что они выполнены с помощью разных по конструкции и назначению резцов

Особое внимание следует сосредоточить на  элементах резца: передней и задней грани, главной и вспомогательной режущей кромке, вершине.

Рассказ учителя.

Основными инструментами, с помощью которых на токарном станке обрабатывают детали, являются резцы разных типов. Они предназначены для обтачивания внешних и внутренних поверхностей, отрезания заготовок, нарезания резьбы, снятия фасок, подрезания торцов и уступов.

Резцы закрепляют в резцедержатели суппорта. Они могут передвигаться вдоль, поперек и под углом до оси оборачивания детали.  Соединение таких движений деталей и режущего инструмента – резца дает возможность получать разнообразные поверхности резьб; цилиндрические, конические, фасонные, винтовые, торцевые площади.

3.Влияние режимов резания на качество обработки заготовки.

Рассказ учителя.

При изготовлении изделий на токарно-винторезном станке необходимо знать и уметь рассчитывать режимы резания. Поскольку главное движение станка – вращающее, поэтому детали, которые обрабатываются на нем, имеют круглую форму (цилиндрическую, конусную, фасонную). Она создается за счет осуществления двух движений – движения резания и движения подачи -  и характеризуется глубиной резания. На токарно-винторезном станке движения резания – это вращательное движение заготовки, а движение подачи – это поступательное  движение резца. Далее учитель объясняет режим резания, скорость подачи и глубину резания.

 

При вращении заготовки точка, размещенная на обрабатываемой поверхности, за один оборот осуществляет путь, которые равен длине круга заготовки. Если за одну секунду осуществить оборотов, то точка на её поверхности пройдет путь, который равен длине круга, умноженной на кол-во оборотов. (=π). Скоростью резания при точении называют расстояние, пройденное режущей кромкой резца относительно обрабатываемой заготовки за единицу времени. Скорость резания определяют по формуле:

 

                                                              V= πDn / 60*1000 (м/с)

 

Где π – постоянная величина, которая равняется 3.14; – диаметр заготовки до точения (в мм); – число оборотов заготовки (шпинделя) за минуту.

Для того, чтобы  упростить громоздкие числа в миллиметрах в минуту, результат  делят на 1000 (1м=1000мм) и умножают на 60 (1мин=60 сек). Таким образом  получают результат, который определяется в метрах в секунду.

Подачей называют расстояние, пройденное резцом за один оборот обрабатываемой заготовки. Её измеряют в миллиметрах.

Глубиной резания называют толщину слоя материала, который срезается реальным инструментом за один проход. Глубина резания при точении равняется половине разницы диаметра заготовки до и после снятия слоя материала режущим  инструментом. Её измеряет в миллиметрах.

Т= D-d/2

Настройка станка на определенный режим резания начинается с выбора подачи по специальным таблицам. Скорость резания определяется в зависимости от глубины резания и подачи также с помощью таблицы. Выбранная по таблице скорость резания дает возможность определить необходимое кол-во оборотов шпинделя.

N=60*1000*V/πD

 

4.Крепление заготовок с помощью технологических устройств.

 

Рассказ учителя с практическим закреплением.

Чтобы закрепить заготовку в центрах станка, на её продольные оси нужно  засверлить центровые отверстия. Размеры  центровых отверстий следует выбрать в зависимости от диаметра заготовки. Перед центрованием заготовки нужно проторцевать центровые отверстия. Центрование заготовок выполняют в следующей последовательности:

 

  1. Установить резец в резцедержатели так, чтоб выступающая часть резца была бы не больше чем 1.5 высоты его стержня.  При большем вылете резца он будет вибрировать и качество обработанной поверхности будет низкой. Резец нужно закреплять так, чтобы его вершина была на высоте центров станка. Для установки резца пользуются подкладками под всю  опорную поверхность резца. Подкладки изготовляют из стальной полоски длинной 100-150 мм разной толщины. Для проверки положения вершины резца можно пользоваться чертой, проведенной на пиноле задней бабки на высоте центров или по заднему центру.
  2. Закрепить резец болтами резцедержателя
  3. Установить заготовку в трехкулачном патроне и закрепить её
  4. Подрезать торцевую поверхность с одной стороны
  5. Зацентровать заготовку с одной стороны
  6. Установить заготовку в патрон до упора другим концом и закрепить
  7. Подрезать торцевую поверхность с другой стороны
  8. Зацентровать заготовку с другой стороны

 

Центровые отверстия сначала насверливают коротким сверлом, а потом зенковкой с углом 60 градусов, расзенковуют их до нужного диаметра. Коническая поверхность центров должно быть чисто обработанным.

 

5.Крепление резцов в резцедержателе

Рассказ учителя.

Перед выполнением токарных работ следует правильно установить резец в резцедержателе. Его вершина должна быть размещена на уровне оси оборота заготовка. Установление резца контролируют с помощью переднего или заднего центра. Под подошву резца подкладывают подкладки, размещая их под всей опорной поверхностью резца. Подкладки необходимо изготовлять разной толщины, чтобы можно было точно выставлять резцы. Кол-во подкладок под резцом не должно быть больше чем две.

Закрепление резца в резцедержателе должно быть крепким и надежным. Резец закрепляют не менее двумя болтами, которые равномерно и туго затягивают. Допустимый вылет резца не должен превышать полторы высоты его тела.

 

4.Практическая работа  “Усвоение приемов установления резцов в резцедержателе”

Инструктаж к выполнению практической работы.

Учитель акцентирует внимание на выполнении требований касаемо вылета резца, установления его по центру оси с использованием металлических подкладок, надежности крепления резца.

Учитель раздает технологические устройства, режущие инструменты, дежурные по мастерской -  заготовки деталей.

 

Инструктаж по безопасности труда.

Перед началом  работы

  1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или  халат, головной убор);  застегнуть рукава на пуговицы, не завязывать их тесьмой; спрятать волосы в головной убор (берет или косынку без свисающих концов).
  2. Проверить наличие и надежность крепления защитных средств и соединения защитного заземления с корпусом станка.
  3. Разместить инструменты и заготовки в определенном порядке на приставной тумбочке или специальном устройстве.
  4. Крепко закрепить резец  и обрабатываемую деталь, вытащить ключ  из патрона и положить на установленное место.
  5. Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки включения и выключения кнопок и рычагов управления.
  6. Перед началом работы надеть защитные очки.

Во время работы

  1. Плавно подводить резец к обрабатываемой детали, не  допускать увеличения среза стружки.
  2. Во избежание травмы:  не наклонять низко голову к патрону или режущему инструменту; не передавать и не принимать предметы через вращающиеся  части станка; не класть локти и не опираться на станок, не класть на него инструменты или заготовки; не измерять обрабатываемую деталь, не смещать, не чистить и не убирать стружку  со станка до полной его остановки; не охлаждать режущий инструмент или обрабатываемую деталь с помощью тряпки;  не допускать выхода из под резца длинной стружки; не останавливать станок торможением патрона рукой; не отходить от станка, не выключив его; не поддерживать и не ловить рукой отрезанную деталь.
  3. Зачищать  детали на станке напильником или шлифовальной материей, прикрепленными  к  жесткой оправе. Рукоятка оправы должна иметь предохранительное кольцо. Вовремя работы держать её левой рукой.
  4. Перед выключением станка отвести резец от обрабатываемой детали.

После окончания работы

 

  1. Остановить станок, убрать металлическую стружку, очистить от грязи и смазать маслом.
  2. Привести в порядок себя и рабочее место.
  3. Проинформировать учителя или дежурного о завершении работы и готовность рабочего места для дальнейшего выполнения работ.

Проводить инструктаж по безопасности труда  по не утвержденной инструкции категорически запрещается.

 

Выполнение практической работы.

 

Следует отрабатывать с учащимися приемы управления рукоятками суппорта для продольной и  поперечной подачи. В резцедержателе закрепляют устройство с  закрепленным в нем карандашом. Задание состоит в том, чтобы с помощью рукояток суппорта для поперечной и продольной передачи учащийся смог направить острие карандаша вдоль линий геометрических фигур, нанесенных на планшете. Отработав эти приемы, на следующих  занятиях учащимся будет выполнение приемов обтачивания, подрезания, отрезания заготовок и т.п.

Для отрабатывания координации и приемов управления, учащимся раздают заранее подготовленные планшеты с изображением разных геометрических фигур, которые крепятся между передней и задней бабками.

Выполнение практической работы

Учащиеся отрабатывают приемы установления резцов в резцедержателе.

5.Итоги урока

Учитель анализирует выполнение работы учащимися.

 

6.Домашнее задание

Проработать текст учебника.

Категория: Современный урок | Добавил: admin
Просмотров: 180 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz