Суббота, 21.10.2017, 18:39
Приветствую Вас Гость | RSS

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ГОУ ЛНР «ПЕРЕВАЛЬСКАЯ ШКОЛА №12»

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Современный урок

«Путешествие в королевство Цветов» Интегрированный урок ( русский язык и урок внеклассного чтения) 2 класс
02.02.2017, 21:42

 Учитель – методист

ГОУ ЛНР «Перевальская школа №12»

Белошапка Н.А.

 

Сказка

«Путешествие в королевство Цветов»

Части речи. Общее понятие.

Стихи, легенды, загадки о цветах.

 

Интегрированный урок

( русский язык и урок внеклассного чтения)

2 класс

 

Тема.                   Сказка «Путешествие в королевство Цветов».

Части речи. Общее понятие. Стихи, легенды, загадки о цветах.

Цель:совершенствовать навыки правильного каллиграфического письма, восстановить и закрепить знания учащихся о словах – названиях предметов, названиях признаков предметов, действий предметов; ознакомить с понятиями «части речи», «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», научить различать части речи и правильно их называть; развивать речь, память, мышление, внимание, орфографическую зоркость, наблюдательность, познавательный интерес, интерес к сказке, к игре, умение пользоваться памятками, таблицами,  учебником, умение обобщать и делать выводы, работать самостоятельно, творчески подходить к выполнению заданий; обогатить словарный запас учащихся; воспитывать интерес к обычаям и традициям нашего народа, любовь и уважение к его оберегам, бережное отношение к цветам родного края, особенно к тем, которые занесены в Красную книгу.

Оборудование:   памятки, таблица «Части речи», фигурки сказочных человечков «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», книги – сказки, иллюстрации к сказкам о цветах, аудиозапись «Вальс цветов» Шуберта и «Подснежник» П. И. Чайковского, картинки, открытки с изображением цветов, репродукции картин Ю. Арсенюка, Ю. Ю. Клевера,

Р. Р. Фалька, А. Антонова, веночек, карточки с загадками о цветах, «капельки росы», три кувшина с раздаточным материалом на тему «Цветы» для дидактической игры, детские рисунки, Красная книга, открытки с цветочным гороскопом, плакат «8 Марта», сигнальные карточки с гласными о, а, е, и, я; цветные сигнальные карточки для дифференцированной работы, из цветной бумаги лепестки цветика – семицветика.

Ход урока:

I Актуализация опорных знаний

  1. Рефлексия.

- Ребята, поиграем немного в игру «Доскажи словечко»:

Сегодня мамин праздник,

Сегодня мамин день,

Я знаю, любит мама

Ромашки и сирень.

Но в марте нет сирени,

Ромашек не нарвать..

А можно на листочке

…              нарисовать.

Т. Волгина

- Правильно. Это - цветы. Вы их нарисовали к Международному женскому дню. Скоро наступит праздник для наших мам, всех женщин Земли. Рисунки ваши великолепны, прекрасны, как прекрасны сами цветы.

- О чём мечтает садовод?

В его мечтах весь мир цветёт!

Е. Серова.

- А я хочу, чтобы сегодня весь наш класс перед праздником зацвёл большим, ярким волшебным букетом. Поэтому и урок будет необыкновенный. Урок – сказка «Путешествие в королевство Цветов».

Звучит «Вальс цветов» Шуберта.

2.Вспомните сказки, в которых есть упоминание о цветах. («Аленький цветочек» С. Аксакова, «Сказка о гордом нарциссе», «Каменный цветок»

П. Бажова, «Цветик – семицветик» В. Катаева,«Дюймовочка» Г. Х. Андерсена и др.

            Итак, мы отправляемся в королевство Цветов. А поможет нам в этом цветик – семицветик. Лепестки будет отрывать тот, кто очень любит и знает цветы, правильно будет отгадывать загадки.

- Записали сегодняшнее число и слова Классная работа.

Как всегда, первыми на урок прибежали минутки каллиграфии.

Мм маму ом ыммеам

мак мимоза камелия

(показать картинки цветов).

Загадка:

Вот шершавый стебелёк,

В середине – уголёк.

Лепестки блестят, как лак –

Распустился красный … (мак).

Первый лепесток пролетел сквозь минутки каллиграфии и опустился в маленький садик по улице Словарной, дом 1. (На партах у детей индивидуальные словари.)

3.Словарный диктант (названия цветов).

Дети по очереди называют слова из данной группы в словаре, а остальные сигнализируют карточками в виде цветка с безударными гласными на них (е, а, о, я). Учитель указывает на ошибки. Самооценка.

На доске записаны словарные слова:

Растение, росли, орех, орешник, осина, берёза, берёзка, берёзовый, тополь, сирень, черёмуха, рябина, яблоня.

- Назвать группы родственных слов, доказать правильность своего ответа.

- Вспомнить правило о родственных словах, о частях слова.

- Разобрать по составу слово берёзка.

- Вспомнить стихи о берёзе, о черёмухе. (С. Есенин).

4.Ветер отнёс лепесток к домику №22 (Словарь).

Откроем дверь и заглянем в домик, познакомимся с новыми соседями. Что-то дверь не открывается. Давайте угадаем, кто там живёт. Запишем в тетрадках :Словарь №22. Слова – отгадки будем записывать в первый столбик. Верхнюю строку пропустите, мы её заполним позже.

Ребята, над чьей партой пролетел лепесток, там упала капелька росы с загадкой о цветке. Посмотрите под тетрадками. Дети читают загадки, объясняют орфограммы в отгадках. (На доске – картинки этих цветов).

1.По заснеженной лужайке ходит мальчик в белой майке. (Подснежник)

2.Отцвёл жёлтый цветок, остался беленький пушок. (Одуванчик)

3.Белые, душистые в лесу растут, весной рано цветут. (Ландыши)

4.На поляне у реки гордо держат стебельки, как фарфоровые чашки, белоснежные … (ромашки).

5.Колокол колышется, а звука не слышится. (Колокольчик)

6.Из пшеницы и овса смотрят синие глаза. (Василёк)

 

 

7. Легенда:

Когда-то Господь создал мир и дал имена всем творениям, но забыл нечаянно дать название одному маленькому цветку, который рос на берегу ручейка. Тогда цветок подошёл к Всевышнему и попросил дать ему имя. На это Господь ответил: «Тебя я не забуду, не забудешь и ты меня. Имя твоё отныне - …».Какое имя у цветка? Правильно, незабудка.

Чтение слов орфографически правильно в тетрадях и словарях.

- Над этим словарём мы будем работать в течение недели. На уроке упоминали такие цветы, как мак и сирень.Допишем их в первый столбик.

- С чем в загадках сравниваются васильки? ( С синими глазами).

- А в названии какого цветка есть слово глазки? (Анютины глазки). Почему они так называются? (Во Франции эти цветы служили символом верности, влюблённые дарили друг другу портреты, помещённые в увеличительную рамку – изображение цветка).

Беседа о многозначности слова глазки.

Васильки сравниваются не только с синими глазами. Послушайте текст «Золотое поле»:

Покуда глаз хватит – золотое поле, море золотое.

Ходят по золоту волны. Склоняются до земли спелые колосья. Высыпали васильки – синие звёзды.

- С чем же ещё сравниваются васильки?

5.Запись предложения под диктовку:

Высыпали васильки – синие звёзды.

Повторить многозначность слова, слова в переносном значении.

II Изучение и усвоение нового материала

  1. Ознакомление с частями речи.

а) На какой вопрос отвечают записанные в первый столбик слова? Что они обозначают?

Посмотрите на сказочных человечков – садовников, на фартушках которых написаны вопросы и их имена. Догадайтесь и докажите, какой из них будет поливать наши цветы?

- Имя существительное.

- Почему?

- Обозначает название предмета и отвечает на вопросы кто? что?

Вывод об имени существительном. Чтение правила в учебнике на стр.41. Запись на пропущенной строке «Имя существительное».

б ) Ребята, а какие слова вам помогли отгадать загадки о каждом цветке? (Признаки цветов: цвет, форма, запах…)

Давайте подберём к нашим цветам слова – признаки предметов. На какой вопрос они будут отвечать? Какой человечек отвечает за признак предмета? (Имя прилагательное).

Вывод об имени прилагательном так же делают сами дети. Потом читают правило на стр.41 учебника. Запись слов во второй столбик.

в ) А как же называется третий человечек?

- Глагол. Что обозначают глаголы? Прочитайте правило самостоятельно в учебнике на стр.41. Сделайте вывод. Подберите глаголы к нашим цветам и запишите их в третий столбик.

Итак, прочитаем слова, которые мы объединили в группы. Называются они Части речи. (Чтение правила в учебнике на стр.40).

На доске и в тетрадях запись:

Имя                                                     Глагол

существительное                         прилагательное                                            

подснежник                                      нежный, свежийгреется

одуванчик                                          жёлтый, пушистыйзолотится

ландыши                                            душистые         расцвели

ромашки                                            белоснежные   красуются

колокольчики                                   фиолетовые, синиезвенят                                                                                                                           

васильки                                            синие                            высыпали

незабудки                                          голубые              кивают

мак                                                       красный                                       зарумянился                                               

сирень                                                 лиловая             украсила

 

К слову подснежник подобрать рифму:

Цветут подснежники,

Цветут подснежники.

Такие … (свежие),

Такие … (нежные).

 

Выбрать глаголы из словосочетаний на доске:

Кивают головками, золотится на солнце, украсила комнату, звенят,как колокольчики,  греется на солнышке, с весною расцвели, красуются, как невесты.

- Так как называются наши гости Человечки? (Части речи).

Это и есть тема нашего урока. Мы будем учиться различать части речи и правильно их называть. Пользуйтесь правилами в учебнике, памятками на доске.

IIIЗакрепление изученного.

1. Отрываем второй лепесток «Игра».

Загадка для ученика, который оторвёт лепесток:

Тигровая шкурка иль пятнистая.

Бурка на листе подвешена. (Тигровая лилия).

- А ещё какие бывают лилии?

Ученик рассказывает легенду о белой лилии.

Этот цветок всегда любила молодёжь. В Древней Греции его считали символом красоты. Юные девушки плели из лилий гирлянды и украшали ими волосы. Волшебная лилия, как утверждает одна греческая легенда, возникла из тела прекрасной нимфы, которая погибла из-за любви и ревности к Геркулесу. Научное название цветка нимфея. Раньше эмблемой нашей школьной организации была лилия, как символ юности.

2.Игра «Подбери наряд цветку». Класс делится на три команды. Учащиеся первого ряда называют существительное – цветок, дети второго ряда – подбирают прилагательное, ученики третьего ряда – глаголы. Выигрывает команда, которая правильно и красочно нарядила цветок.

3.Письмо с комментированием.

В Древней Греции белую лилию считали символом красоты.

- Разобрать предложение по частям речи.

Как же определить правильно, к какой части речи относятся слова? Правильно, надо поставить вопрос, подумать, что обозначает данное слово:

предмет, признак предмета или действие предмета.Чтение памятки в учебнике.

 

 

Физкультминутка:

Наши нежные цветки                    Тихо засыпают.

Распускают лепестки.                   Головой качают.

Ветерок чуть дышит,Мы цветы в саду сажаем,

Лепестки колышет. Их из лейки поливаем.                              

Наши алые цветки                          Астры, лилии, тюльпаны

Закрывают лепестки.Пусть растут для нашей мамы.

 

4.Самостоятельная дифференцированная работа.

Третий лепесток. Загадка к нему:

Строга и зла красавица, когда к ней прикасаются.(Роза).

Упр. по учебнику №70 на стр.42.

- Сказочное путешествие продолжается. Прочитайте предложения из упражнения, вспомните, из какой они сказки. Прочитайте задание. Вспомните, как определить части речи. (Памятка на стр.41).

Выписать имена существительные, имена прилагательные и глаголы (по рядам, просигнализировать цветными карточками). Взаимопроверка и взаимооценка.

Пролетел лепесток над цветком…Отгадаем его:

Я похож на ромашку,

Только в жёлтенькой рубашке.

Я на клумбе невысок.

Называюсь …(ноготок).

(Отпугивает колорадского жука, лечебный цветок).

5.Четвёртый лепесток «Переводчик»:

Чтение текста на украинском языке с доски. Устный перевод на русский язык.

На лузі цвітуть прекрасні ромашки. Ти йдеш лугом і зриваєш кращі з них.

Що ж залишиться на лузі? Найдрібніші й найгірші квіти. А наша земля повинна бути прекрасною. Бережи рідну природу!

Беседа о цветах, занесенных в Красную книгу.Плакаты об охранеприроды.

 

 

Запись в тетрадях:

На лугу цветутпрекрасные ромашки.

Разбор предложения по членам и частям речи.

- Какие главные члены предложения вы знаете?

- А какие части речи знаете?

- Как называется маленькое слово на?

(Предлог, он не является членом предложения).

- Какой частью речи выражено подлежащее, сказуемое?

6.Творческая работа.

1.Загадка для пятого лепестка:

Стоит в поле и в саду кудряшка – белая рубашка.

Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка).

2.Вставить в текст слова для справок (устно).

Утром Машенька … в школу. Около дороги она … цветок. Маша уже …руку,

чтобы … цветок. Но …капельку росы на её лепестках. А в капельке … солнышко.

Слова для справок: увидела, сорвать, шла, протянула, горит, засмотрелась).

- Цветы украшают нашу жизнь и мир вокруг нас.

-Какой частью речи являются вставленные слова?

Проверка и самооценка.

7.Выборочное письмо.

1.Загадка для шестого лепестка, который приземлился в лесу:

Цветы лилово-синие, как капельки чернил.

Пришёл из леса с ними я и маме подарил. (Фиалка). (Красная книга).

2.Выборочное письмо. Выписать все существительные (или устно просигнализировать хлопками).

 

 

 

Фиалка и пчела

Подружились пчёлка и фиалка. Фиалка смотрела на мир своим радостным фиалковым глазом. А пчела жила в улье. Много раз она прилетала к цветку – брала пыльцу и нектар. Радовалась фиалка своей подруге. Но один раз прилетела пчёлка, смотрит, а фиалка склонила печально головку.

- Почему ты загрустила? – спрашивает пчёлка.

- Лети быстрей домой. Будет сильный дождь. Прилетела пчела в улей. И правда, пошёл дождь.

                                                                                                      (По В. Сухомлинскому).

- Многие цветы могут предсказывать погоду. Например, на листьях канны за 6 часов перед дождём появляются прозрачные капельки. Цветы могут рассказать, который час, т.к. расцветают и засыпают в одно и то же время.

8.Письмо под диктовку.

За шесть часов до дождя на листьях канны появляются прозрачные капли.

- Какими частями речи выражены главные члены предложения?

Проблемная ситуация. Какой частью речи является слово шесть?(Опережение – числительное).

9.Конкурс эрудитов «Подари венок Королеве цветов».

1.Седьмой лепесток. Загадка:

Цветок похож на звезду, цветёт до самой поздней осени. Цветы его, то вьются, как кудри, то гладкие и прямые. Цвета разные: жёлтые, белые, рыжие, тёмно-красные, бурые… (Хризантемы).

Хризантема – любимица Японии. Её изображение священно. Право носить ткань с рисунком хризантемы (золотоцвет из 16 лепестков) имеют только члены императорской семьи. Нарушителей закона ждёт смерть.

 

2.Вспомните, из каких цветов девушки плетут веночки? Венок – это не просто красота, а оберег, «лекарь души», он и боль снимает, и волосы бережёт. (Барвинок, деревей, мальва, ромашка, калина, хмель и др.). Всего 20 цветков. Плести венок – это целое искусство.

 

3.Упражнение «Редактор». Восстанови предложение. Устно определи части речи.

В, ромашка, здоровье, веночке, нежность, приносит, доброту.

 

IVДомашнее задание.

1- ый вариант. Выполнить упр.71.(Списать, указать, какой частью речи являются выделенные слова). Правила на стр. 40 – 41.

2 – й вариант. Упр.72. (Письмо по памяти, соотнести выделенные слова с частями речи). Правила на стр. 40 – 41.

3 – й вариант. Упр.73. (Определить тему рассказа, подобрать заголовок, обозначить части речи). Правила на стр. 40 – 41.

V Итоги урока.

  1. Итак, путешествие в Королевство Цветов подходит к концу. Проверим наши знания.

Работа в парах.

Один ученик говорит начало правила, другой заканчивает словами: это имя существительное, это имя прилагательное, это глагол. И наоборот.

  1. Мы узнали много легенд о цветах, много загадок, стихотворений. Увидели картинки, иллюстрации, репродукции картин, услышали музыку о цветах. Узнали, что цветы лечат, предсказывают погоду, показывают время, являются священными оберегами, украшают нашу землю, их надо беречь и умело за ними ухаживать.  Кстати, целебную силу цветы имеют на Ивана-Купала 7 июля. По народному преданию в эту волшебную летнюю ночь расцветает один раз в год диво-цветок папоротник. Рекомендуется собирать травы именно в это утро.В народе такие травы называют «ивановскими»: материнка, зверобой, ромашка, подорожник, земляника и др.

Скоро праздник 8 Марта. Пусть наши мальчики соберут волшебные букеты для девочек из чудесных цветов.

  1. Игра – соревнование «Собери букет». Звучит музыка П. Чайковского «Подснежник».

Представитель каждого ряда выходит к доске и вставляет в кувшин цветы – существительные, цветы – прилагательные и цветы – глаголы. Кто справится быстрее и правильно, тот ряд и победил. Девочки оценивают букеты. Мальчики вручают девочкам цветы и заготовленные ранее открытки с гороскопом цветка, учитывая день рождения каждой девочки.

Категория: Современный урок | Добавил: admin
Просмотров: 151 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz