Воскресенье, 22.04.2018, 23:10
Приветствую Вас Гость | RSS

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ГОУ ЛНР «ПЕРЕВАЛЬСКАЯ ШКОЛА №12»

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Современный урок

Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных
26.12.2017, 22:36

Разработка учителя русского языка и литературы

ГОУ ЛНР "Перевальская школа №12"

Максимик Оксаны Анатольевны

Методическая разработка урока русского языка специалиста «высшей категории», «учителя-методиста» КУ «СОШ № 17», г. Алчевска

Максимик Оксаны Анатольевны.

Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных

Тип урока Изучение нового материала

Форма урока Урок-исследование

Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.
  • Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-.
  • Повторить сведения о прилагательном. Закрепить умения словообразовательного и орфографического разбора.

Общеучебные:

  • Формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, словарям.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся навыки мыслительной деятельности : анализ, сравнение, обобщение, классификацию, систематизацию.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала, стремление овладевать богатством русской речи.
  • Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей компетентности (лингвистической, речевой, орфографической).
  • Прививать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.

Оборудование: карточки, «Дневник учёного», сводная таблица по теме, бланки для «цветного диктанта», кроссворд, презентация в Power Point.

 

Ход урока

I.Организационный момент.

Повторение изученного. Работа с карточками (морфологический разбор) Синтаксический разбор предложения (на доске). Под ногами трещит тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкает серебряная талая вода.

 

Операционно – исполнительский этап урока.

Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы исследования.

Блиц – опрос. « Подскажи словечко ».

- Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой?, какая?, чей? называется __( прилагательное ).

- Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).

- Правописание окончаний прилагательных следует проверять по___

( вопросу ).

- По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).

- Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

- Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).

- Самый распространённый способ образования прилагательных _

( суффиксальный ).

Вопрос учителя:

Какие суффиксы прилагательных вы знаете? (- еньк-, -оват-, -н-, -ист-,

-чив-, -лив-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян- ).

Учащиеся задают друг другу вопросы по повторению изученного.

 

II. Актуализация опорных знаний.

Подготовка к изучению нового материала

Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?

Дома вы выяснили по словарю значение слова «открытие».

Поделитесь с нами своей находкой. Что такое открытие?

Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

Какие люди могут сделать открытие?

А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы будем мало пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники» (Приложение №1). Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в «дневниках» день исследования. Запишите число.

III. Изучение нового материала.

Выдвижение гипотез учащимися на основе исследования материалов для наблюдения.

Повторение темы «Способы образования прилагательных». Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных. Определим способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. (Презентация - слайд №2)

ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-)

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

Итак, каким способом образованы все эти слова? (суффиксальным)

От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

(от существительных)

Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? (есть Н-НН)

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования.

(Презентация слайд№3)

(запись в «дневниках»)

Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №4)-записать.

 

IV. Объяснение нового материала.

 

Решение проблемной ситуации

Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №5)

Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?

Для удобства я объединила слова в группы. Посмотрите на эти группы.

(ответы учащихся) В каких суффиксах имен прилагательных пишется –Н?

(-АН.,-ЯН.,-ИН) В «дневниках ученого» распределите слова: гусиный, ледяная, ржаной.

В суффиксах каких прилагательных пишется –НН ?(-ОНН.-ЕНН)

В «дневниках ученого» распределите слова: традиционный, клюквенный.

Как образованы слова? (каменный, осенний). Ответы учащихся. Запишите эти слова в «дневник исследователя». Итак, каким способом образованы все эти слова? (суффиксальным). От какой части речи образованы данные прилагательные? (от существительного).

А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация - слайд №6,7)

Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного? Как можно назвать эту группу слов? (Исключения)

Знакомство с таблицей

Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №8)

А теперь посмотрите на таблицу.

В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.

Найдите их и сделайте новое открытие.

Почему в этих словах пишется Н? (Н входит в корень)

(Слайд 9)

Работа со словарём. Объясните лексическое значение слов: багряный, пряный.

И последнее исследование (краткая форма прилагательных). (слайд 10 )

Ценная вещь- ценна, ветреная погода –ветрена. В краткой форме столько букв-н, сколько и в полной. Расшифруйте эту запись (слайд 11).

 

V. Закрепление материала.

  • в парах. ( Пользуясь таблицей, объяснить друг другу изученное правило). Пользуясь алгоритмом, объяснить правописание следующих слов и записать их в « дневник исследователя», распределив по группам. Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, оловянный, ветреный, машинный.

У вас на столах лежат стихотворения, давайте их прочитаем и переведём на научный язык (чтение стихов, ответы учащихся).

СеребрЯНые ложки
Дружно черпают окрошку.
Суффикс -ЕНН- и суффикс -ОНН-
Приближались с двух сторон
К станциОННому буфету.
И чего в нём только нету!
Но деньжонок было мало,
И купили что попало:
Ужасно кислый клюквЕННый сок
И тыквЕННых семечек целый мешок
Да утрЕННюю газету.
Спасибо и за это.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ОЛОВЯННЫЙ,ДЕРЕВЯННЫЙ,СТЕКЛЯННЫЙ

Как запомнить исключенье?
Это страшное мученье!
Будет в памяти оно,
Посмотри лишь на окно.
Всегда две Н, сомненья нет,
В окне с поверхностью стеклянной,
Там оловянный шпингалет
И подоконник деревянный.

Н и НН в суффиксах прилагательных

Я запутался совсем,
Сколько нужно в слове Н?
Не могу никак понять.
Помогите разобрать.
Вот основа слова БАНЯ.
Н одна. Прошу вниманья!
БаННый пар полезен всем,
Суффикс -Н-, и нет проблем.
Суффикс -ИН-
Пример: мышИНый,
ЛебедИНый, журавлИНый,
И курИНый, и пчелИНый,
Поднатужимся: зверИНый.
-АН- и -ЯН- как близнецы.
Ах, какие молодцы!
Вот в льнЯНой рубашке -ЯН-,
В куртке кожАНой наш -АН-.
Хлеб ржАНой они жуют
И кисель овсЯНый пьют.

Объясните правописание слов с суффиксами –ан, -ян, -ин, -онн, -енн.

3. «Цветной» диктант (Презентация - слайд №12)

Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.

  1. Ледяная фигура (зелёный)
  2. Былинный герой (красный)
  3. Деревянный дом (красный)
  4. Ржаной хлеб (зелёный)
  5. Румяное лицо (зелёный)
  6. Авиационный перелёт (красный)
  7. Мужественный человек (красный)
  8. Кожаная куртка (зелёный)

4. Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд №13)

Поставьте в «дневник исследователя» столько баллов, сколько правильных ответов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Закрепление в стихотворной форме:

-ИН-, -АН-, -ЯН- запомним – 2 р.

Суффиксы простые – 2р.

В них всегда напишем – 2р.

Букву Н одну – 2р.

Ну а две заветных – 2р.

Буквы НН поставим – 2р.

В суффикс –ОНН- - 2р.

И, конечно, -ЕНН-

Если Н в основе – 2р.

А другая – в суффикс – 2р.

Их, конечно, сложим – 2р.

И напишем две – 2р.

А потом проверим – 2р.

Нет ли исключений – 2р.

И ошибок – 2р.

Не допустим?

Нет!

6. Выборочное списывание (Презентация - слайд №14)

Прочитайте предложения. Из предложений необходимо выписать имена прилагательные, объясняя изученную орфограмму. Определите стиль текста и тип речи ( научный, повествование).

Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми. С появлением металла кухо(Н, НН)ые ножи стали делать из стали и железа. Ножи для сервировки стола были серебря(Н,НН)ми или золотыми. Рукоятки ножей украшали драгоце(н,нн)ыми камнями.

Игра “Угадай шифр” [1]. (слайд 15)

Укажите количество букв Н (1 ,2)

Стекля..ый, серебря..ый, песча..ый,

Гуси..ый, были..ый, имени..ый,

Балко..ый, око..ый, конституцио..ый,

Мужестве..ый, ветре..ый, обеде..ый,

Ключ:

2-1-1

1-2-2

2-2-2

2-1-2 (слайд 16)

Поставьте оценку за правильно угаданный шифр.

Кроссворд. Решая кроссворд, повторяем правило правописания Н-НН в суффиксах прилагательных. От данных существительных образуйте прилагательные:

http://festival.1september.ru/articles/590724/img1.jpg

1) Сон- сонный

2) Полынь -полынный

3) Солома -соломенный

4) Шерсть -шерстяной

5) Балкон- балконный

6) Румяна- румяный

7) Картина- картинный

8) Окно- оконный

9) Конь-конный

VI. Домашнее задание

Самостоятельно сделать открытие таблицы, сказки, песенки, стихотворения для быстрого запоминания изученного правила.(по желанию)

Вставить пропущенный буквы –н,-нн. (индивидуальные карточки для всех учащихся).

VII. Подведение итогов урока

Давайте вспомним, какие исследования привели нас к открытию темы сегодняшнего урока. В каких случаях мы пишем одну –н - ? В каких суффиксах прилагательных пишем –нн- ? Какие слова являются исключением? Как пишутся краткие прилагательные?

Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Лешека Кумора : «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию» (Презентация - слайд №17 )А теперь скажите, какие оценки вы получили за урок. Поздравим знатоков русского языка.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

Категория: Современный урок | Добавил: admin
Просмотров: 93 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz